Новости и статьи

Быстрая диагностика водяного насоса

08.02.2021

Замена водяной помпы – достаточно трудоемкая и затратная операция. Для её проведения приходится частично сливать и менять антифриз, а в моделях с ременным приводом ГРМ дополнительно демонтировать защитные кожухи, шкивы и ролики, при сборке повторно выставлять ремень по меткам. Самое обидное при этом выяснить после замены, что всё было зря: деталь была исправна, а проблемы были вызваны совсем другим, например, заклинившим клапаном термостата. Как провести быструю диагностику состояния водяной помпы без снятия – читайте в нашей статье.

Назначение, устройство и основные неисправности водяной помпы

Водяная помпа отвечает за циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля, принудительно направляя её от радиатора в специальные полости в блоке цилиндров. В современных моделях правильнее было бы называть её насосом охлаждающей жидкости, так как вместо воды для этих целей давно используется исключительно антифриз, а не вода. Но старое название настолько прижилось, что до сих пор используется в официальных каталогах и мануалах.

Основными конструктивными элементами насоса охлаждающей жидкости являются корпус, крыльчатка, жестко соединенный с ней вал, на который напрессован приводной шкив либо фланец для его установки. Герметичность внутренней полости обеспечивается сальником, а бесшумное и плавное вращение вала подшипниками. Шкив приводится в движение ремнем ГРМ или ремнем генератора в автомобилях с цепным приводом газораспределительного механизма.

Три наиболее распространенные причины выхода из строя водяной помпы:

  • повреждение лопастей крыльчатки;
  • критический износ или разрушение подшипников;
  • разгерметизация из-за деформации сальника.

Самый простой, а иногда и единственный способ решения любой из этих проблем – замена насоса охлаждающей жидкости в сборе. Впрочем, даже если ремонт возможен, узел всё равно необходимо демонтировать. Но для начала стоит убедиться, что проблема именно в нём.

Типичные симптомы неисправности водяной помпы:

  • Повышенная температура охлаждающей жидкости, не падающая даже при включении вентилятора и при движении на большой скорости.
  • Характерный металлический гул в моторном отсеке со стороны насоса антифриза при запуске двигателя, усиливающийся при повышении оборотов.
  • Самопроизвольное падение уровня охлаждающей жидкости и её следы на месте стоянки автомобиля, на защите картера или пыльнике.

Однако перегрев может быть вызван засором радиатора, заклинившим в закрытом положении клапаном термостата и даже воздушными пробками в системе охлаждения. Гул могут издавать подшипники генератора или компрессора кондиционера. А охлаждающая жидкость – уходить из-за плохо зафиксированных патрубков или потекшего радиатора. В любом случае не помешает проверить состояние помпы.

Способы быстрой диагностики состояния водяной помпы

  1. Визуальный осмотр. В первую очередь осматриваем корпус насоса и пространство под ним на предмет подтеков антифриза. Свежие следы соответствуют цвету используемой охлаждающей жидкости, подсохшие обычно имеют серовато-белый, желтоватый или бурый оттенок. Наличие следов в области вала указывает на повреждение сальника насоса. Иногда может подтекать прокладка между его корпусом и мотором.
  2. Проверка люфта вала. Для проверки достаточно взяться за шкив и, прилагая усилие, покачать его из стороны в сторону в перпендикулярной валу плоскости. Люфт и легкие щелчки – признак изношенного подшипника.
  3. Акустический метод. На заведенном и прогретом двигателе прислушайтесь к исходящим из-под капота звукам. Изношенные подшипники помпы издают характерный вой. Однако нужно учитывать, что такой же звук может исходить и от генератора или компрессора кондиционера, поэтому его источник нужно точно локализовать.
  4. Проверка циркуляции антифриза. Заведите двигатель, прогрейте его до рабочей температуры, сожмите толстый патрубок, идущий от радиатора (делать это лучше в перчатках – температура антифриза около 90 ℃). Если в этот момент почувствуете ощутимое увеличение давления жидкости внутри шланга – насос ещё работоспособен. Следует иметь в виду, что это не исключает небольших утечек и износа подшипников на ранней стадии, а всего лишь косвенно говорит о целостности крыльчатки.

В категории водяных насосов ZOMMER пополнение: теперь к заказу доступны помпы для а/м ГАЗ 3310, 3302 дв. Камминз:

http://zommer.ru/catalog/nasosy-vodyanye/nasos-vodyanoy-3310-valday-dv-kamminz-z-5288908/

http://zommer.ru/catalog/nasosy-vodyanye/nasos-vodyanoy-3302-dv-kamminz-z-5269784/

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!