24.09.2024
Несмотря на растущую популярность автомобилей с автоматической и роботизированной трансмиссией механическая коробка переключения передач остается актуальной для бюджетных моделей отечественных автомобилей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. К числу её главных достоинств можно отнести надежность и относительно невысокую трудоемкость ремонта. В этой статье рассмотрим причины неисправности и симптомы выхода из строя деталей МКПП.
Основные причины выхода из строя деталей механической КПП
Естественный износ. При условии аккуратной эксплуатации эта проблема обычно проявляется при пробеге свыше 150 тысяч км. Чаще всего первыми сдаются подшипники валов КПП и синхронизаторы. На них приходится наиболее значительная нагрузка, а блокирующие кольца синхронизатора к тому же намеренно изготавливаются из более мягкого материала (латуни, бронзы) для снижения разрушающего воздействия на сопрягаемые детали.
Нарушение условий эксплуатации. Неполный выжим педали сцепления при переключении, несвоевременное и грубое включение передач, превышение максимально допустимого веса автомобиля или буксируемого прицепа – ключевые причины преждевременного выхода деталей из строя. В этом случае могут пострадать не только синхронизаторы, но и шестерни КПП, а также вилки и штоки механизма переключения.
Несвоевременное обслуживание. МКПП требует не так много внимания – достаточно следить за уровнем трансмиссионного масла и менять его раз в 50-80 тысяч км. Точный интервал замены устанавливается производителем для конкретной модели и зависит от условий эксплуатации. Основной причиной падения уровня смазки является повреждение сальников валов. Если вовремя не устранить утечку, заменив уплотнительное кольцо, и не восстановить уровень масла, это приведет к ускоренному износу подшипников, шестерен и муфт.
Производственный брак. В новых коробках передач эта причина встречается достаточно редко, так как качество поставляемых на конвейер деталей неплохо контролируется. При замене во время ремонта риск существенно выше, поэтому к выбору запчастей для МКПП нужно подходить ответственно. Сейчас особенно велика вероятность приобретения подделок или некачественных деталей.
Неисправности МКПП и их симптомы
Шумы в КПП. Равномерный гул, усиливающийся при движении и при наборе скорости, может указывать на недостаток масла в КПП, поэтому диагностику лучше начать с проверки уровня трансмиссионной жидкости.Повторяющиеся металлические стуки и скрежет во время работы двигателя на нейтральной передаче, пропадающие при выжиме педали сцепления, чаще всего указывает на проблемы с подшипниками первичного вала. Они могут выражаться в сильном износе роликов, разрушении обоймы или проворачивании внешних колец в корпусе КПП. Те же симптомы могут быть следствием осевого смещения первичного вала из-за разрушения стопорного кольца. Скрежет только при включении передач и во время движения с высокой вероятностью указывает на износ синхронизаторов или зубьев шестерен. Если при двойном выжиме (выжать сцепление – выключить передачу – отпустить сцепление – выжать сцепление – включить другую передачу) звук исчезает, скорее всего, дело именно в синхронизаторе. Постоянный циклический скрежет или стук на конкретной передаче обычно говорит о повреждении зубьев шестерни или подшипников вала.
Включение передачи затруднено или невозможно. Данный симптом указывает на сбои в работе синхронизатора или привода переключения. В первом случае причиной может быть разрушение или критический износ муфт или блокирующих колец, а также просадка или поломка пружин синхронизатора. Вариантов вероятных проблем в приводе множество – от смещения в вилку штока другой передачи или раскрутившегося стопорного болта вилки до разрушения штока и вилки из-за чрезмерного усилия при перемещении рычага КПП. Иногда включению передачи препятствует часть разрушенной детали.
Самопроизвольный вылет передач. Этот симптом также может быть следствием неисправности в механизме привода, который не позволяет полностью заблокировать муфтой нужную шестерню. В этом случае вылет обычно происходит при движении накатом, когда зацепление зубьев шестеренок минимально. Передачи самопроизвольно выключаются и в случае повреждения синхронизатора (износ зубчатого венца или колец, ослабление пружин) или самой шестерни передачи. Здесь вероятность вылета, наоборот, выше под нагрузкой – при резком разгоне или торможении двигателем. Вылет передач возможен и вследствие осевого люфта валов КПП. В некоторых случаях передачи вылетают из-за неисправностей, не связанных напрямую с самой коробкой. К примеру, в МКПП с приводом управления с жесткими тягами причиной вылета передач может быть износ опор двигателя, приводящий к его раскачиванию.
Характер симптомов и их причины во многом зависят от конструктивных особенностей МКПП. Достоверно выяснить причину неисправности можно лишь при разборке и дефектовке коробки.