Новости и статьи

Параллельный импорт: что изменилось для автолюбителей

22.05.2023

Параллельный импорт или серый импорт – узаконенная государством возможность ввоза для реализации на российском рынке товаров зарубежного производства без согласия правообладателей. Благодаря этой системе россияне по-прежнему имеют возможность приобрести автомобили зарубежных марок, а также автозапчасти, технические жидкости и прочие автопринадлежности ряда брендов, официальные поставки которых в РФ запрещены из-за санкций или по иным причинам. Однако параллельный импорт не решил всех проблем, связанных с уходом иностранных компаний из России, а также добавил новых.

Проблемы с сертификацией

Согласно утвержденным в июле 2022 года Правительством РФ правилам параллельного импорта автомобилей было отменено обязательство по оформлению Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие продукта требованиям Технического регламента Таможенного союза 018/2011. С этого момента для ввоза автомобиля достаточно было получить Заключение об оценке единичных транспортных средств (ЗОЕТС) в НАМИ или Свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС), которое выдают частные лаборатории, в том числе зарубежные.

Однако из оформленных в 2022 году 10795 ЗОЕТС лишь сотни пришлись на ввозимые параллельным импортом автомобили. Остальные заключения были получены дилерами на новые китайские модели, так как это оказалось проще, чем получать ОТТС. Данная схема позволяла ввозить машины в обход официальных представительств и получать дополнительный доход.

На ввозимые же параллельным импортом автомобили оформляли преимущественно СБКТС. Причем, даже если они реализовывались в автосалонах, документ обычно получали физические лица, выступавшие в качестве посредников. Именно в этом кроется основная опасность. В начале 2023 года после проверок ряда организаций, занимавшихся выдачей СБКТС, были обнаружены многочисленные нарушения: отсутствие у лаборатории необходимой аккредитации, выдача свидетельств без фактической проверки, несовпадение технических характеристик и т.д. В результате выданные ими документы были аннулированы. А вместе со Свидетельством о безопасности конструкции транспортных средств недействительным становится и выданный по ней Паспорт транспортного средства (ПТС), соответственно легально эксплуатировать такое транспортное средство в России нельзя, не оформив новый СБКТС. Вернуть деньги за такой автомобиль – практически невыполнимая задача, особенно если оформителем выступал посредник.

Гарантия и обслуживание

В теории в рамках российского законодательства гарантийные обязательства при продаже товара несет продавец. На практике это совсем не та гарантия, к которой привыкли покупавшие новые автомобиле в авторизованных дилерских центрах российские автолюбители. Добиться ремонта по гарантии без представительства бренда гораздо сложнее, ведь затраты сервисному центру не компенсируют, а сам гарантийный период непродолжителен и редко превышает 2 года. К тому же никто не может гарантировать то, что уже через год продавший автомобиль салон не закроется или не сменит вывеску и юрлицо.

С китайскими марками возникла дополнительная проблема – отсутствие нормальных электронных каталогов в сочетании с постоянно меняющейся даже в рамках одного поколения конструкцией. В результате даже официальному дилеру нужная запчасть зачастую приходит не сразу. А из-за усложнившейся логистики каждая попытка затягивается на недели и месяцы.

Сложности возникли и у механиков, ведь пройти обучение по ремонту незнакомых моделей негде. С руководствами по ремонту тоже проблема – далеко не все есть хотя бы на английском языке.

Поддельные автозапчасти

Наряду с автокомпонентами, ввозимыми по параллельному импорту, российский рынок наводнили подделки местного и зарубежного производства. Определить легальность запчастей стало сложнее, так как ввозятся они теперь не по официальным каналам. Полагаться на то, что некая компания является официальным дистрибьютором бренда, прекратившего поставки в РФ, больше нельзя.

Изменился и привычный российским автовладельцам внешний вид упаковки и самих запчастей. Ведь теперь они поставляются в Россию через третьи страны, для рынков которых предназначены. На упаковке надписи могут быть лишь на иностранном языке. Перестали работать и системы проверки подлинности для многих товаров.

На что обратить внимание при покупке автомобилей и автозапчастей, поставляемых параллельным импортом:

  1. Перед покупкой проверьте, есть ли товар и бренд в актуальном перечне Минпромторга. Его отсутствие там указывает, что он либо поставляется официально, либо ввезен нелегально и возможно является подделкой.
  2. Не покупайте автомобили у частных лиц и компаний с сомнительной репутацией. При приобретении автомобиля тщательно проверяйте все документы, обращая особое внимание на то, на основании чего выдан ПТС. Если это СБКТС, крайне желательно, чтобы он был оформлен организацией в аккредитованной лаборатории на территории РФ. Тщательно сверяйте технические характеристики, указанные в документах с информацией о модели, так как несоответствие тоже может быть причиной отзыва СБКТС.
  3. Перед заключением договора купли-продажи убедитесь в том, что продавцом является сам автосалон. Если договор заключается организацией или физлицом на основании доверенности, должен быть предоставлен её оригинал.
  4. Заранее уточните условия гарантийного обслуживания – они должны быть вписаны в договор или приложение к нему. Изучите технические особенности конкретной модели, в том числе доступность расходных материалов и запчастей для неё в российских магазинах.
  5. При покупке автокомпонентов приобретайте только оригинальные запчасти или проверенные аналоги от производителей, которые работают на российском рынке не менее 3 лет. Если запчасти и принадлежности поставляются официально, покупать их лучше у региональных представителей или в крупных торговых сетях.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!