13.09.2024
Термостат – деталь системы охлаждения автомобильного двигателя внутреннего сгорания, отвечающая за маршрутизацию охлаждающей жидкости. При условии правильной работы она обеспечивает быстрый прогрев мотора до рабочей температуры и её поддержание в определенных пределах, заданных производителем. В случае выхода термостата из строя температурный режим ДВС нарушается, что чревато риском рядом проблем от неэффективно работающего отопителя салона до деформации головки блока цилиндров.
Конструкция и принцип работы термостата
Основными элементами механического термостата являются расположенные на одной оси клапаны – основной и малого круга, термочувствительный элемент (ТЧЭ), шток и пружина. ТЧЭ заполнен искусственным воском, который при достижении определенной температуры порядка 82-87 ℃ переходит в жидкое состояние и расширяется. Это приводит к перемещению штока и связанных с ним клапанов, удерживаемых в статичном положении пружиной.
Когда воск находятся в твердом состоянии, положение клапанов обеспечивает движение жидкости по малому кругу, минуя основной радиатор, что способствует её быстрому прогреву. По достижении температуры открытия термостата клапан малого круга закрывается, а основной открывается, в результате антифриз поступает в радиатор для охлаждения набегающим потоком воздуха и вентилятором. Перемещение штока происходит не мгновенно, в определенном температурном диапазоне оба клапана приоткрыты, а охлаждающая жидкость поступает в оба контура.
В электромеханическом клапане принцип аналогичный, только за перемещение клапанов отвечает актуатор, получающий соответствующий сигнал от электронного блока управления. Температура же контролируется термодатчиком.
Распространенные причины выхода из строя термостата
Сбои в работе термочувствительного элемента. Образование на корпуса накипи и ржавчины может привести к снижению чувствительности ТЧЭ и, как следствие, изменению температуры и момента перемещения штока.
Механическое заклинивание. Чаще всего шток и клапан зависают в одном из крайних или промежуточных положений из-за налета на нём самом или посторонних предметов – отколовшейся окалины, элементов известковых отложений и т.д.
Проблемы с актуатором и термодатчиком. Эти неполадки актуальны для термостатов с электронным управлением. Причиной может быть как износ самих элементов, так и повреждение проводки или разъема.
Износ уплотнений. Герметичное прилегание клапанов к седлу обеспечивают сальники, которые со временем деформируются и теряют эластичность из-за воздействия агрессивной среды и перепадов температур.
Продлить срок службы термостата обычно позволяет регулярная замена охлаждающей жидкости. Это существенно снижает риск образования отложений и коррозии. Если же присадки в антифризе перестали работать или вместо него залита вода, вероятность неполадок возрастает.
Признаки неисправности термостата:
- Длительный прогрев двигателя и падение температуры охлаждающей жидкости в движении в холодное время года.
- Низкая температура воздуха, поступающего в салон от отопителя.
- Превышение рабочей температуры и закипание охлаждающей жидкости.
- Чрезмерно частое включение вентилятора радиатора.
Проверить работу термостата на автомобиле можно, пощупав верхний патрубок радиатора и сам радиатор при достижении охлаждающей жидкостью сначала температуры 40-50℃, а затем температуры открытия термостата. Если патрубок и радиатор становятся ощутимо теплыми в первом случае, это указывает на заклинивание термостата в открытом или промежуточном положении. Если же они не нагреваются вообще, это говорит о том, что основной клапан постоянно закрыт и препятствует прохождению антифриза в радиатор. В обоих случаях для устранения неисправности требуется замена термостата.
При выборе детали обратите внимание, что температура открытия термостата бывает разной даже у автомобилей одной модели в зависимости от комплектации и года выпуска. Сама деталь может поставляться отдельно или вместе с корпусом, у которого также может отличаться расположение патрубков.