18.01.2023
Холодный запуск автомобильного мотора сопряжен с повышенными нагрузками не только на цилиндропоршневую группу, но и на элементы трансмиссии, стартер, АКБ и топливный насос. Неслучайно неисправности или износ отдельных агрегатов чаще всего проявляются именно зимой. О том, как запустить двигатель авто в мороз с первой попытки и что можно предпринять, если она оказалась неудачной – читайте ниже.
Почему мотор плохо запускается при низкой температуре
Из-за повышения вязкости смазки в двигателе и КПП для проворачивания коленвала требуется значительное усилие. Соответственно растет и потребляемая мощность стартера. При этом ток, который способна выдать на морозе аккумуляторная батарея наоборот падает. Сложнее становится прокачивать загустевшее топливо и бензонасосу, а в дизельном двигателе добавляются ещё и проблемы с воспламенением смеси, особенно если в дизтопливе нет специальных зимних присадок. Препятствовать пуску могут и менее типичные проблемы. Например, образование льда в карбюраторе или топливной магистрали.
Хотя исправный, правильно обслуженный и заправленный автомобиль должен заводиться даже при -30 ℃, определенная помощь ему не помешает. Особенно если низкая температура держится несколько дней или мотор давно не запускался и успел полностью остыть. Обычно в таких случаях падает и уровень заряда АКБ, особенно если он уже неновый или недостаточно зарядился во время предыдущих поездок.
Как облегчить запуск двигателя в мороз
Суть советов сводится к тому, чтобы повысить температуру подкапотного пространства и обеспечить создание условий для успешного воспламенения топливовоздушной смеси в камере сгорания. Сочетание нескольких предложенных ниже методов увеличивает шансы на то, что мотор заведется с первой попытки.
Используйте автоодеяло или зимний чехол. Специальное негорючее полотно для укрывания подкапотного пространства или всего кузова целиком, увеличат период остывания двигателя. Этот способ хорошо подходит при регулярном использовании автомобиля и не только облегчает запуск, но и позволяет быстрее прогреться салону, а также способствует экономии топлива.
Установите предпусковой подогреватель. Устройство, подогревающее антифриз без запуска мотора, гарантирует успешный запуск и значительно повышает ресурс двигателя, исключая экстремальные холодные пуски. Вариант хорошо подходит для особо холодных регионов, где регулярно бывают сильные морозы.
Отключение КПП. При запуске в мороз двигателя автомобиля с РКПП следует выжимать педаль сцепления. В этом случае стартер будет проворачивать только коленвал, не вращая первичный вал КПП, что требует меньших усилий.
Заливайте масло с пониженной вязкостью. Перед приходом морозов необходимо залить масло, соответствующее стандарту SAE 0W (0W-20, 0W-30 и т.д.). При выборе моторного масла также обращаете внимание на температуру застывания – чем она ниже, тем лучше.
Проверьте и при необходимости замените свечи. Это касается как свечей зажигания в бензиновом моторе, так и свечей накаливания в дизельном. Изношенные свечи зажигания с налетом на поверхности или увеличенным зазором между электродами не обеспечивают должного искрового разряда. Свечи накаливания создают необходимые условия для испарения дизтоплива при низких температурах – в случае их неисправности запуск будет значительно затруднен.
Что делать, если автомобиль не завелся в мороз
Прежде всего, нужно выяснить причину, из-за которой запуск двигателя не удался. Чаще всего подводит севший аккумулятор или не выдержавший нагрузки стартер. Также велик риск проблем с подачей топлива или воспламенением топливовоздушной смеси.
Самые распространенные проблемы и способы их решения
Причина | Признаки | Что делать |
---|---|---|
Разряжена АКБ |
1. Медленное вращение коленвала с последующей остановкой. 2. Щелчки стартера. 3. При включении зажигания отключается приборная панель. |
1. Прогреть и зарядить АКБ. 2. Прикурить аккумулятор с помощью стартовых проводов. 3. Использовать бустер (портативное пусковое устройство). |
Неисправен стартер |
1. Аккумулятор заряжен, но при попытке запуска вращения коленвала не происходит. 2. Слышны щелчки или скрежет со стороны стартера. |
1. Проверить целостность проводов и крепления клемм на стартере. 2. Завести автомобиль при помощи буксировки (для авто с РКПП). |
Вышли из строя свечи зажигания (авто с бензиновым двигателем) |
1. Коленвал вращается уверенно, но двигатель не запускается или сразу же глохнет. 2. Увеличенный зазор между электродами, электроды покрыты налетом. |
Почистить электроды, восстановить зазор или заменить свечи. |
Вышли из строя свечи накаливания (авто с дизельным мотором) | Двигатель не запускается или троит после запуска. | Заменить неисправные детали. |
Более серьезные проблемы, например, выход из строя топливного насоса, обледенение магистрали или карбюратора, требуют более серьезной диагностики. Если простые способы не помогли устранить проблему, стоит обратиться в сервис-центр.